Вода
Вода — в народных представлениях одна из основных стихий мироздания. С глубокой древности человек осознавал огромное значение воды. Она считалась источником жизни и одновременно обладала огромной разрушительной силой. Поэтому в отношении к воде всегда соединились два чувства — страх и благодарность.
В подавляющем большинстве народных обычаев вода существует как образ, наделённый положительной семантикой. Отсюда и соответствующие ласкательные характеристики — милая, чистая, матушка, вода — Богова сестрица, вода — царица.
Со временем сформировался двойственный взгляд на воду. С одной стороны, в воде видели средство очищения и одновременно искали в ней источник силы. В русских сказках, например, вода могла быть как живой, так и мёртвой. С другой стороны, воду рассматривали как своеобразную границу между миром людей и «тем светом». Из глубокой древности происходит также представление о том, что после смерти душа человека погружается в воду.
Древние славяне обожествляли источники, считая, что они являются местами, где из земли выходит её сила. Поэтому вода из источника считалась целебной и использовалась как оберег от враждебных человеку сил. Отсюда же происходит и обычай обливаться водой перед каким-либо трудным делом или перед свадьбой. Сохранилось старинное благопожелание: «Будь здоров, как вода».
Страх человека перед разбушевавшейся стихией отразился в поверьях о том, что в воде обитают водяные, русалки и черти. Распространены такие поговорки: «Где вода, там и беда», «Чёрт огня боится, а в воде селится». Чтобы в воду, предназначенную для еды или питья, не забрались черти, её следовало накрыть крестообразно уложенными соломинками.
Набирая воду из ручья или собираясь искупаться, следовало бросить в воду кусочки хлеба или оставить на берегу пищу, а также обратиться к воде с почтительным приветствием. Входя в воду, к чёрту обращались непосредственно, приговаривая: «Чёрт из воды, а я в воду». Выходя из воды, говорили: «Я из воды, а чёрт в воду».
После распространения христианства почитание воды сохранилось, органично войдя в христианский культ, в составе которого уже существовал обряд крещения. Очищение водой отразилось, в частности, в обряде водосвятия. Взятая в этот день из проруби вода считалась целебной, её хранили в доме в течение всего года. В некоторых местах водосвятие совершалось и в другие праздники: накануне Пасхи, на Ивана Купалу.
Считалось, что вода, взятая из источников на Рождество, в Сретение и Страстной четверг, обладала чудодейственными и даже магическими свойствами. Такой водой умывались, поили больных и скот, использовали для магических действий. Чтобы избавить скот от болезней или козней дворового, по углам хлева брызгали святой водой. Вместо неё можно было взять воду, которую сам домовой наделил магической силой. Чтобы получить её, следовало опустить в горшок с водой несколько угольков, взятых из-под печки, где обычно обитал домовой. Этой водой полагалось обрызгать углы хозяйственных построек, ульи и вход в баню.
Воду использовали и как оберег. Маленьких детей обливали водой, произнося заговор: «С гуся вода, а с (имя) худоба». Известно предание, согласно которому святой Пётр брызгает водой себе за спину. Считалось, что, сколько капель упадёт, столько чертей погибнет. Следы подобных ритуалов сохранились в обрядах обмывания новорожденных, а также умерших.