Банник
Банник — дух обитающий в бане, чаще всего на полке или в подпечье.
Банника представляли как небольшого голого старика, покрытого грязью или листьями от веников. Он мог также превращаться в собаку или кошку. Иногда банника представляли в женском облике — тогда он выступал под именем шишиги (от диалектного глагола шишить — копошиться, шевелиться, делать украдкой). Шишига выглядела как маленькая женщина и была также опасна для человека, поэтому никогда не рекомендовалось приходить в баню без соответствующего подношения.
В некоторых местах банника называли обдерихой. По поверьям, она выглядела как женщина с длинными руками, большими зубами, волосами до пола и широко расставленными глазами. Её уважительно именовали «банной хозяюшкой». Перед мытьём почтительно просили: «Банная хозяюшка, пусти нас помыться, пожариться, попариться». Выходя, благодарили: «Спасибо, хозяюшка, за парну баньку. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».
Поскольку баня всегда считалась местом обитания злых духов, банника обычно воспринимали как враждебного человеку персонажа. Чтобы уберечься от банника, ему приносили в жертву чёрную курицу, а после мытья в бане оставляли метлу, кусок мыла и немного тёплой воды.
Перед тем как войти в баню «просились» у хозяина, чтобы он пустил помыться и не причинял вреда людям. Во время банного дня все люди обычно делились на три очереди и мылись в «три пара», «четвёртый пар» предназначался для банника. Перед началом мытья банника предупреждали словами: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка».
Считалось, что банник моется вместе с другими домашними духами — домовым, дворовым, кикиморой. Поэтому после «третьего пара» людям следовало покинуть баню. Кроме того, нельзя было мыться после полуночи, категорически запрещалось ночевать в бане. Не разрешалось топить баню в праздники, особенно на Святки, потому что в это время там мылись черти или банник со своими детьми. Все эти поверья имеют чёткую практическую основу, поскольку в закрытой бане постепенно накапливался угарный газ и человек мог задохнуться.
Особенно сильно банник мог навредить ребёнку, оставленному в бане без присмотра. Существовало поверье, что такого ребёнка банник заменяет своим детёнышем. Подменыш отличается уродливым внешним обликом и всегда кричит. В отличие от остальных детей он не растёт и вовремя не начинает ходить. Обычно через несколько лет подменыши умирали, превращаясь в головешку или веник.
Как место обитания нечистой силы баня считалась одним из помещений для святочных гаданий. В полночь девушки подходили к двери бани или к челу (входу) каменки. Засунув туда руку или обнажённую заднюю часть тела, девушки ждали ответа банника. Если он касался мохнатой рукой, предполагалось, что жених будет добрым и богатым, если голой — бедным и злым.
В бане не только мылись, но и рожали, поскольку это было самое тёплое и чистое место в доме. Чтобы банник не причинил вреда, роженица не снимала креста и её никогда не оставляли одну.
В северных областях считалось, что в бане живёт банная бабушка, которая может вылечить любую болезнь. К ней обращались с заговором перед первым мытьём новорожденного ребёнка.
Во время строительства новой бани или при переезде на новое место, банника, как и домового, приглашали с собой. Обычно это делал хозяин дома, а его обитатели приносили в баню угощение и задушенного чёрного петуха или курицу. Потом курицу переносили в новую баню, где закапывали под порогом. Считалось, что после совершённых обрядов банник обживал новое место и в бане можно было мыться.