Гадание
Среди славян гадание было весьма распространено. Им преимущественно занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны.
Упоминания о гадании встречаются в самых ранних письменных источниках о славянских народах: византийский историк Прокопий Кесарийский (VI век) свидетельствовал, что славины и анты во время жертвоприношений богам совершали гадание, при этом не веря в судьбу. О бросании жребия перед началом важных событий говорится в «Хронике» Титмара Мерзебургского (XI век) и в сочинении Константина Багрянородного (X век).
Разнообразные способы гадания представлены в западнославянских актах процессов о колдовстве XVI-XVII веков, а также в памятниках славянской книжности — так называемых «гадательных книгах», специально служащих для предсказания будущего (XIV-XVII вв.). В них упоминалось о бросании костей, бобов, о литье воска или олова, гадании по внутренностям животных, по тени, по встрече, по псалтырю и так далее.
Наряду с гаданием упоминались и приметы, используемые человеком для угадывания будущего. Гадали по сновидениям и природным явлениям (звёздам, фазам луны, грому, ветру, прилёту птиц и так далее).
Поскольку для распознавания будущего было необходимо посредничество духов умерших, гадание осмысливалось в христианской традиции как дело «нечистое», грешное и опасное. Сохранились церковные запреты, составленные на основании Ветхого и Нового Заветов, на вызов душ умерших для предсказания судьбы. И тем не менее, гадают даже на Св. Писании, открывая случайную страницу и пытаясь по тексту определить будущее.
В поисках контакта с духами гадающие снимают с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде; девушки распускали косы, выходили из дома, не перекрестясь, и тайком шли, иногда босиком или в одной рубашке, к месту гадания; гадали, зажмурившись, прикрыв лицо платком.
В то же время предпринимались защитные меры против духов: очерчивали вокруг себя круг кочергой, лучиной или ножом, надевали на голову глиняный горшок. При коллективных гаданиях держали друг друга за мизинцы.
Для гадания избирались «нечистые» места, где, как считалось, обитает нечистая сила: прежде всего, заброшенные дома, несшие на себе отпечаток жизни прежних владельцев. Также нежилые помещения: баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени. Особое место занимали кладбища и находящиеся возле них могилы «заложных» покойников. Выбирались также места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром: печь, порог, угол дома, забор, ворота, перекрёстки, межи, места возле воды, проруби, колодцы и так далее.
Время, считавшееся благоприятным для гадания, тоже характеризовалось как переломное, пограничный период, когда открыта граница между «тем» и «этим» светом: основная масса гаданий была приурочена к Святкам, когда приходят с «того света» души умерших и активизируется нечистая сила.
В некоторых местах известны также предрождественские гадания, проводимые в дни зимних святых: Екатерины (25.11), Андрея (30.11), Варвары (4.12), Николая (6.12), Люции (13.12). В меньшей степени гадания характерны для весенне-летнего периода: гадать могли лишь в Юрьев день, на Пасху, Троицу, на Ивана Купалу.
Продолжение следует >>>