Морок
Морок — славянский бог лжи, обмана и болезней; сын Мораны и Чернобога. Морок напускает на людей ложь и обман. У него есть родной брат — Мороз. Бог Морок напускает свой морок, чтобы сохранить пути, ведущие к Прави, от невежественных людей.
Казаки говаривали о «напускании тумана» этим богом, когда призывали его силы для уничтожения врагов, наступающих на Русскую землю. Об этом говорится в летописях.
Также Морока почитают богом болезней, их предводителем, который способен зачинать в людях чувство страха, огорчения, омрачать любые события в жизни. Бог Морок воспринимается тем, кто насылает на людей хворобы — телесные и духовные.
Морок зорко следит за тем, что по пути Правды не шли люди, способные намеренно искажать добро и истину. Славяне были благодарны этому Богу за то, что он умело за будничной суетой силой обмана может укрыть пути Правды от невежественных и недобрых людей или сущностей.
Морок мог запутать ум и сознание. Он был богом не только мрачным, но также и очаровывающим. Морок может напустить свои чары на любого, кто по его мнению, не дорожит собственным трезвомыслием и сознательностью.
Славяне обладали сильными знаниями магии. Силу Морока применяли, когда надо было на врагов Родины навести иллюзию какого-нибудь обмана. Таким искусством владели казаки-чародеи. Такое заклинание так и называлось — «наведение Морока».
Также бог Морок олицетворяет собой патологии, холод и ложь. Наполняет души человеческие тьмой и неведеньем. Посылает испытания для тех, кто имеет много сил, устраняя тех, кто слабее.
В словарном обиходе бытовали у славян такие обозначения:
• Морóка — бесполезное дело, пустые хлопоты.
• Морочить голову — запутывать мысли другого.
• Заморочиться — начинать какое-то дело, которое было пустым, не нужным, но весьма трудоёмким.
• Падать в обморок — терять сознание.
• Омрачение — потемнение.
День Морока — 1 января. Связано это с похожестью братьев-богов между собой, а также их играми превращаться друг в друга. Одним словом, никогда не знаешь, кто пришёл — настоящий Мороз, либо его брат — Морок. Считают, что такому богу требы следует нести в этот день: блины с ягодным киселем, домашнее печенье и кутья.
Изображался бог всегда седым стариком с иссохшей кожей на лице и руках.