Дагон
Дагон — западносемитское божество; Дагон национальный Бог филистимлян после заселения ими Ханаана. Дагон — древнееврейская форма имени Даган, упоминающегося в аккадских источниках и текстах Мари, Эблы и Угарита.
Дагон в первую очередь выступал как бог земледелия и плодородия, изобрёл плуг, научил людей сеять зерно и печь хлеб.
В традиции толкования Библии Дагон связывается по народной этимологии с ивритским словом даг (рыба), а само божество описывается как получеловек-полурыба. В современности эта трактовка слилась с субкультурой «Мифы Ктулху», где Дагон — фантастический бог рыб и вождь гуманоидов-амфибий.
Впервые упоминается в аккадских документах (XXIII век до н. э.) как верховное божество у населения правого берега среднего Евфрата. Первое упоминание о культе Дагона у семитов Древней Сирии и Ханаана содержится в документах 15-14 вв. до н. э., обнаруженных в Угарите.
Храмы Дагона находились в главных городах среднего Евфрата — Мари и Тирка. Важное значение культ Дагона имел в Вавилоне в царствование Хаммурапи.
На распространенность культа Дагона в Ханаане указывает упоминание в Библии селений с названием Бет-Дагон на землях колен Иехуды и Ашера.
Культ Дагона был перенят филистимлянами как национальное божество. В Библии говорится, как устраивают праздник в честь Дагона; о разрушении Самсоном храма Дагона в Газе, а также о том, что после битвы у горы Гилбоа филистимляне выставили тело и голову Саула на обозрение в храме Дагона и Астарты. Храм Дагона в Ашдоде был разрушен Ионатаном Хасмонеем. Культ Дагона в Ашдоде был активен после исчезновения филистимлян.
Дагон хорошо засвидетельствован в текстах Мари как один из основных божеств амореев старовавилонской верхней Месопотамии. Большие культовые центры Дагона располагались в Терка и в Туттуле. Дагон в текстах Мари часто связан с деятельностью экстатиков-пророков, получавших в храме Дагона оракулы, адресованные царю.
Описание Дагона очень скудно. И поэтому получила популярность внешность описанная Г. Ф. Лавкрафта. Вот как он его описывает: «Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки».